Фокусирование на инвестициях, а не на заимствованиях и сверхдоходах от продажи нефти должно стать ключевым фактором обеспечения экономического роста России во время глобального кризиса, считают президент страны и ее главный экономист.
«В случае значительных изменений ситуации в 2013 году мы готовы принять антикризисные меры», заявил Владимир Путин во время своей речи, произнесенной на инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет!»
«Однако мы верим, что стимулирование экономического роста, бизнес активности, торговли и инвестиций станут лучшим гарантом стабильности экономики», заявил Путин, отметив, что вхождение России во Всемирную Торговую Организацию поможет в привлечении инвестиций. «Мы предполагаем, что данный шаг может позитивно повлиять на инвестиционный климат в стране и стать базой для перспективных проектов».
Российские власти стремятся привлечь иностранных инвесторов и дать качественный толчок развитию Российского Фонда Прямых Инвестиций, который был создан в прошлом году. По словам Путина в этом году государство внесет в Фонд 62 миллиарда рублей (около 2 миллиардов долларов). «В прошлом году мы инвестировали 62 миллиарда рублей, в этом году сумма остается неизменной, перспективы на следующий год рассматриваются», заявил Путин. Он признал, что эти средства еще не были включены в бюджет на 2013 год, но это «абсолютно точно будет сделано».
Диверсификация экономики является другой важной задачей российского правительство в борьбе с глобальным кризисом. «Зависимость от цен на нефть должна уменьшаться», заявил президент. «Нашей целью является снижение не-нефтяного дефицита бюджета с 8,5% в 2012 году до 5,5% в 2015 году».
Однако российские политики не исключили финансирование бюджета и частных компаний при помощи заимствований на внешних рынках. Антон Силуанов, российский министр финансов, заявил, что мировая нестабильность как нельзя лучше подчеркивает основную положительную черту российской экономики — надежность и безопасность.
«Сегодня мы инвестируем в надежные активы, которые, однако, обладают низкой доходностью. Мы занимаем под 4-5% на внешних рынках и размещаем средства на собственном рынке под 1-2%», где разница идет в качестве ставки за риск, говорит Силуанов. «Логика здесь состоит в том, что таким образом мы хеджируем риски. Если ударит кризис, и цены на нефть резко обрушатся, цена займа может подскочить до 7-8%. Поэтому лучше занимать сегодня», объяснил министр.
Текущий государственный долг России составляет 10% ВВП страны, в то время как долг иностранным кредиторам — всего 2,5%, по статистическим данным. Для сравнения суверенный долг Италии равняется 123%, Японии — 226% и Франции — 83,5% от ВВП.
Россия также старается обеспечить более жесткое банковское регулирование во время глобального кризиса. Правительство предложило создать «мега-регулятор» посредством объединения Центрального Банка и федерального регулятора рынков. На Форуме Путин призвал банковское и инвестиционное сообщество обсудить эту идею, у которой есть как сторонники, так и противники. Ранее министр финансов Силуанов и глава Федеральной Службы по Финансовым Рынкам Дмитрий Панкин поддержали данный план. Однако министр экономического развития Андрей Белоусов отреагировал на него весьма холодно, указав на возможный конфликт интересов внутри нового ведомства.
В это время многие страны предпринимают меры по обеспечению более строгого контроля над банковской деятельностью во время кризиса. Европейский союз обсуждает идею создания в регионе банковского союза, в то время как в Великобритании, Мартин Уитли, назначенный главой нового ведомства Финансового Управления огласил пакет реформ, включая строгий аудит банков, данные от которых будут использованы для высчитывания ставок по кредитам, и переход полномочий от Британской Ассоциации Банков (BBA) к новому государственному контролирующему органу.