Перевод статьи RussiaToday: «Planes, strains and geopolitical spills: Syrian conflict goes global»
Семьи 17 российских пассажиров, летевших из Москвы рейсом на Дамаск, были шокированы, узнав, что в ночь на четверг турецкие истребители принудили самолет с их родственниками на борту к посадке в международном аэропорту Анкары. Для тех, кто попытается задать себе вопрос, почему это произошло, отвечу — все ответы стоит искать в Сирии, и напряжении, который ощущает весь мир. Дамаск назвал это актом воздушного пиратства. Анкара же заявляет, что она лишь воспользовалась своим законным правом.
Москва обвинила правительство Турции в том, что своими действиями оно поставило под угрозу жизни российских граждан. То, что турецкие истребители перехватили пассажирский самолет, следующий рейсом Москва-Дамаск, указывает лишь на то, что попытки сместить режим Асада перешли национальные границы Сирии и вышли на международный уровень.
Возрастающая воинственность Турции, которая стала еще заметнее на фоне непропорционального насилия, направленного против сирийских войск, и кульминацией которой стало задержание сирийского пассажирского самолета под предлогом того, что он перевозит российское военное оборудование, вызвало дипломатический конфликт, на который Анкаре, по сути, нечем ответить. В четверг, премьер министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о том, что самолет перевозил вооружения для сирийского Министерства Обороны.
Российское агентство по экспорту вооружений заявило, что на борту самолета не было военных грузов, в то время как аналитики резонно утверждают, что Москва не рисковала бы использовать гражданский авиалайнер для перевозки военного оборудования в Сирию. То, что заставило Турцию принудить самолет к посадке имеет другие причины.
«Турция бы не решилась на подобные действия без одобрения из Вашингтона. Что особенно настораживает, так это та агрессивность, с которой турки принялись за Сирию, особенно в свете нескольких недель, оставшихся до президентских выборов в США», говорит активист и журналист Дон Дебар. Всего за несколько часов до того, как Турция перехватила сирийский пассажирский самолет, Ник Боуи, независимый журналист, работающий в регионе, рассказал телеканалу RussiaToday о том, что шесть дней артподготовки создали для Турции почву по расширению своего военного вмешательства в дела суверенного соседа.
«Стоит присмотреться к тому, что Турция сделала недавно. Пару дней назад, турецкие парламентарии приняли закон, развязывающий руки турецким военным по проведению операций на сирийской территории, и я считаю данный поворот в деле очень опасным», заявил он.
Окружая Сирию
Что примечательно, этот международный инцидент произошел в тот же самый день, когда американский министр обороны Леон Панетта подтвердил размещение 150 американских спецназовцев на иордано-сирийской границе с целью обеспечения региональной безопасности.
Выступая перед министрами обороны стран НАТО, Панетта отметил, что американский военный персонал должен, в первую очередь, помочь Иордании справиться с потоком сирийских беженцев, устремившихся через границу, равно как и проводить слежение за сирийским биологическим и химическим оружием, с целью определить «как лучше реагировать на ситуацию в регионе».
Спецназовцы размещены на севере столицы Иордании Аммане, в 55 км от сирийской границы.
Американские и иорданские официальные лица также заявили о том, что они проводят переговоры о возможности создания внутри Сирии гуманитарной буферной зоны, которую бы контролировали вооруженные силы США, поддерживаемые иорданцами, сообщило в среду издание New York Times. Несмотря на то, что данный план пока не воспринимается всерьез, Боуи заявил, что создание такой зоны обсуждается как одно из средств смены режима в Сирии.
«За время продолжающегося в Сирии конфликта мы слышали много разговоров о создании гуманитарных коридоров или буферных зон у турецкой границы, сегодня новое место планирования — иорданская граница. Причем слухи настолько серьезны, что американский персонал уже размещен в Иордании», говорит Боуи.
Боуи также добавил, что создание буферной зоны не является инициативой ни иорданцев, ни турок, их внедрение и применение является исключительно инициативой американских «ястребов».
Американский аналитический институт — институт Брукинга — опубликовал в марте 2012 года отчет «Поддержка смена режима в Сирии», в котором создание буферной зоны или гуманитарного коридора было указано особой целью, направленной на поддержку мятежников. Именно это и происходит сегодня», продолжил он.
Лью Роквелл, создатель института Людвига фон Миза, рассказал в интервью телеканалу RT, что размещение американских сил на иордано-сирийской границе как нельзя лучше соответствует поведению Аммана.
«Иордания уже достаточно давно является союзником Соединенных Штатов. Даже не союзником, а подчиненной территорией. Зачем американцы размещают там свои войска? Во-первых, чтобы как-то намекнуть на то, что Сирия представляет угрозу для Иордании, что, конечно же, не правда. Сегодня сирийцы вовлечены в гражданскую войну с боевиками, которых спонсируют и обучают американцы на базе ВВС в Турции», заявил Роквелл.
Оба аналитика заявляют, что расширение региональной нестабильности может оказать самое плачевное влияние на конфликт. То, что в конфликт втягивают Россию, далеко не совпадение, так как Москва блокирует вот уже третью резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии, тем самым открыто бросая вызов Западу.
Начало. Окончание в статье Задержания, бомбардировки и буферные зоны: сирийский конфликт выходит на международный уровень #2