Окончание. Начало в статье Тюремная индустрия в США: большой бизнес или новая форма рабства? #1
История тюремного бизнеса в Соединенных Штатах
Тюремный труд уходит своими корнями в систему рабства. После Гражданской войны 1861-1865 годов в США, с целью продолжения традиций рабства, в стране была введена система «найма заключенных». Освобожденных черных рабов обвиняли в нарушении условий испольных договоров (культивация чужой земли в обмен на некоторую часть урожая) или мелких кражах — которые крайне сложно было доказать или опровергнуть — после чего их «нанимали» на плантации хлопка, работу в шахтах и строительство железнодорожных магистралей. С 1870 по 1920 годы в штате Джорджия 88% «нанятых» заключенных являлись черными. В Алабаме процентное соотношение негров-заключенных достигала 93%. В штате Миссисипи, огромная тюремная плантация-ферма заменила собой старые рабовладельческие плантации. Знаменитая плантация Парчман просуществовала до 1974 года.
После Гражданской войны в США сегрегационные законы Джим Кроу были введены во всех штатах, и сегрегация стала законом в образовательной системе, области недвижимости, и даже в свадебных церемониях. «Сегодня перед нами раскрывается новый набор расистских законов, действующих внутри тюремной системы и стимулирующих рабство», пишет издание Лефт Бизнес Обсервер.
Кто все таки инвестирует в тюремный бизнес? По меньшей мере 27 штатов законодательно одобрили применение частными корпорациями рабочей силы заключенных внутри тюрем. Список американских компаний, использующих фактически рабский труд, составляет «сливки» американского бизнеса: Boeing, IBM, Microsoft, Motorola, Wireless, AT&T, Dell, Honeywell, Texas Instrument, Compaq, Nordstrom’s, Hewlett-Packard, Revlon, Intel, Pierre Cardin и многие другие известные бренды. Бизнес лишь воспользовался открывающимися перед ним перспективами тюремного труда. С 1980 по 1995 годы прибыль от использования труда заключенных выросла с 392 млн долларов до 1,31 млрд долларов. Заключенные в тюрьмах штатов обычно получают минимально допустимую оплату труда, но не везде: например, в штате Колорадо заключенный получает 2 доллара в час, что меньше минимального значения. В частных американских тюрьмах заключенные получают по 17 центов (!!!) в час. Продолжительность их рабочего дня составляет шесть часов, пять дней в неделю. В итоге, в конце месяца, заключенный полчуает примерно 20 долларов на руки. Говорите в Китае дешевая рабсила? Самой «высокооплачиваемой тюрьмой» в США является заведение Коррекционной Корпорации Америки (CCA) в штате Тенесси, где заключенный-специалист получает за час работу 50 центов. Учитывая такие ставки, нет ничего удивительного в том, что заключенные находят федеральные тюрьмы более «щедрыми». Там работая по 8 часов в день за 1,2 доллара в час, а иногда и сверхурочно, заключенный может отправить домой 200-250 долларов в месяц.
Благодаря труду заключенных, Соединенные Штаты вновь стали желанным местом для инвестиций, усиленно перехватывая инициативу у стран Третьего мира. Так, компания, управлявшая сборочным цехом в Мексике, закрыла там свое производство и перенесла свои мощности в тюрьму Сен-Квентин в Калифорнии. В Техасе, завод уволил 150 рабочих и перенес производство в частную тюрьму Локхарт, где теперь собираются монтажные схемы для таких известных компаний как IBM и Compaq.
Недавно представитель штата Орегон Кевин Маникс призвал Nike к сворачиванию производства в Индонезии и переносу его обратно в США, убеждая производителя обуви в том, что «во-первых, не будет никаких транспортных расходов; во-вторых, рабочая сила в тюрьмах стоит на порядок ниже».
Новое веяние: частные тюрьмы
Настоящий бум приватизации американских тюрем начался в 80е годы, при президентстве Рейгана и Буша-старшего, и достиг своего пика в 1990 году при Билле Клинтоне, когда акции на Уолл-Стрит разлетались как горячие пирожки. Программа Клинтона по сокращению федеральных чиновников в Министерстве Юстиции вылилась в то, что ведомство наняло частные тюремные компании для выполнения части своих обязанностей.
На данный момент частные тюрьмы являются очень крупным бизнесом. Примерно 18 корпораций охраняют 10’000 заключенных в 27 штатах. Крупнейшими компаниями являются ранее упомянутая Коррекционная Корпорация Америки (CCA) и Wackenhut, которые вместе контролируют 75% рынка тюремных услуг. Частные тюрьмы получают определенное количество средств на каждого заключенного, вне зависимости от того, сколько стоит его пребывание в тюрьме. По мнению Рассела Борааса, администратора частной тюрьмы в Виржинии, «секрет низких операционных расходов кроется в наличии небольшого персонала на большое количество заключенных». Корпорация построила сверхсовременную тюрьму в Лоуренсвилле, штат Виржиния, где 5 охранников в дневной смене и два в ночную, приглядывают за 750 заключенными. В этих тюрьмах срок заключенному могут уменьшить за «хорошее поведение», но за каждое нарушение, при этом, добавляют по 30 дней — а это означает дополнительный доход для CCA. По данным исследования тюрем штата Нью-Мехико, было обнаружено, что заключенные CCA теряли право на досрочное освобождение на основании «хорошего поведения» в 8 раз чаще заключенных в тюрьмах штата.
Импорт и экспорт заключенных
Прибыль настолько велика, что тюрьмы начали жить по закону бизнеса: импортируя уголовников с длительными сроками пребывания, то есть самых отъявленных головорезов. Когда федеральный судья указал на то, что переполненность техасских тюрем является жестоким и неправильным наказанием, CCA подписали договора с шерифами самых бедных, сельских, округов штата на постройку и управление новых тюрем в обмен на часть прибыли. Программа была поддержана финансовыми кругами США, такими компаниями как Shearson-Lehman, American Express, Merrill-Lynch и Allstate. Губернатор штата Анн Ричардс последовала примером за Марио Куомо из штата Нью-Йорк и построила так много тюрем, что рынок перестал быть прибыльным, сократив доходы частных тюрем.
После принятия Биллом Клинтоном в 1996 году закона о прекращении слежения со стороны суда за исполнением тюремного заключения, федеральные тюрьмы мгновенно переполнились, и корпорация CCA тут же обратилась к их администрациям с предложением «сдавать свои площади» для лишних заключенных. Комиссия оценила плату за одно койко-место от 2.5 до 5,5 долларов в день. Округ получал 1,5 доллара за каждого заключенного.
Статистика
97% из 125’000 федеральных заключенных были приговорены к тюремному заключению за ненасильственные преступления. Как утверждают правозащитники, более половину 623’000 заключенных муниципальных и окружных тюрем невиновны в предъявляемых им преступлениях. Многие из них находятся в камерах следственного изолятора. Две трети из миллиона заключенных тюрем штата совершили ненасильственные преступления. 16% из 2 миллионного тюремного населения США страдают психическими заболеваниями.