По мере того, как Китая продолжает завоевывать глобальное влияние, новые лидеры страны осознают, что прошло время изоляционизма и страна должна активнее влиять на международную жизнь. Такого мнения придерживается президент Дипломатической Академии Министерства Иностранных Дел России Евгений Бажанов.
Усиливая свой статус одной из мировых держав, азиатская страна с населением более 1 млрд человек, может скоро показать всему миру острые зубки.
«Китайская внешняя политика при новом лидере Си Цзиньпине продолжит свое развитие и станет менее изолированной, более амбициозной, и возможно даже слегка агрессивной», заявил Бажанов в телефонном интервью телеканалу RussiaToday.
«Каждое сильное государство, рано или поздно, попытается повлиять на события в мире», добавил он.
Уходящий с поста президента Китая, 69-летний Ху Цзиньтао, формально уступил на этой неделе свой пост лидера Коммунистической партии своему заместителю Си Цзиньпину.
Приобретаемая Пекином настойчивость, однако, коснется, в первую очередь, защиты своих экономических интересов, а не желания удовлетворить свои империалистические амбиции.
Сегодня экономические интересы Китая распространяются по всему миру — Африка, Южная Америка, Европа — при этом средств защиты своих интересов у Пекина несравненно мало, отмечает Бажанов. Таким образом, новое китайское руководство в первую очередь обратит свое внимание на усиление военной сферы, особенно военно-морских сил.
Защита своих экономических интересов, однако, не является единственной причиной того, почему Китай активно развивает свою военную отрасль. Пекин видит, как Соединенные Штаты смещают активность своего ВМФ в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Вашингтон активно усиливает военные связи со странами бассейна Тихого океана, включая Филиппины, Вьетнам и Австралию.
Не так давно как на этой неделе американская армия объявила о том, что она разместит радарную станцию и космический телескоп в Западной Австралии в качестве части новой стратегии Вашингтона по увеличению своего внимания к Азии. «Китай осознает, что увеличение американского военного присутствия в Азии представляет серьезную угрозу», говорит Бажанов.
Изменение отношения Китая к этим региональным вызовам происходит в то самое время, когда Пекин ощущает снижение темпов экономического роста вследствие финансового кризиса. При этом все большее количество китайцев призывают к демократии и открытости.
«Образованный средний класс требует политических свобод», отмечает профессор. «При этом между богатыми и бедными продолжает нарастать социальная напряженность».
На это давление общества власти придется отвечать, подчеркивает Бажанов.
В то же самое время, Соединенные Штаты — отчасти в попытке отвлечь внимание от собственных проблем — призывают Китай к демократическим переменам, осознавая, что страна пока не готова к резкому изменению курса.
Все эти проблемы, как на внутреннем, так и на внешнем фронтах, лишь усиливают двусторонние отношения между Россией и Китаем.
За последние годы две страны успешно разрешили все исторические территориальные проблемы, и разделяют сегодня одинаковый взгляд на современное мироустройство — которое, по мнению двух стран, должно быть многополярным.
«Москва и Пекин занимают схожие позиции по самым важным мировым проблемам, включая Сирию, Северную Корею, Афганистан и Иран», отметил Бажанов. «Обе страны также глубоко обеспокоены американской противоракетной программой». При этом в идеологическом плане страны не испытывают никаких противоречий.
Наконец, российско-китайские отношения усиливаются взаимным интересом в сфере природных ресурсов. Растущая экономика Китая требует стабильных поставок энергоресурсов, таких как нефть и газ, и Россия, обладая источниками сырья и желая диверсифицировать свой экспорт в Европу, готова помочь Китаю в решении и данного вопроса.
Учитывая все эти факторы, Бажанов заключает, что российско-китайские отношения находятся на превосходном уровне.