Запад вновь вернулся к теме русского термина «авось». Имеющий весьма нелогичное для европейца и американца значение, это слово вспомнилось западным СМИ в связи с очередным запуском противоречиво «Булавы».
Дело в том, данный вид вооружения показал вероятность успеха при запусках 50%: 7 удач на такое же количество неудач. Соответственно, Запад не упустил возможности весьма едко охарактеризовать как ситуацию перед стартом испытаний, так и после них. И успех этих испытаний по прежнему, по мнению опрошенных европейскими СМИ военных экспертов, остается в общем крайне сомнительным.
Но на момент, когда с вероятностью 50 на 50 ожидались результаты столь важного стратегически типа вооружения, «русский авось» был более чем уместен. Запад считает, что пока что «Булава» выступила скорее оружием против самой России: огромные средства, интеллектуальные ресурсы и самое главное – время, – потеряны если и не напрасно, то с минимальной эффективностью. И хотя «Булава» по прежнему является грозным оружием, время на ее разработку позволило конкурентам подготовиться и предусмотреть основные элементы защиты. В это же время даже удачный запуск не означает, что «Булава» наконец-то станет на вооружение: возможно даже, что потребуется для этого не один год.
В НАТО удивлены еще и тем, что высшие военные чины практически не несут ответственности за срыв программы, которая уже принесла государству убытков, сравнимых с обеспечением натовских войск новыми видами вооружения. Такая нерациональность для военных коалиции является невозможной, недопустимой и даже больше – наказуемой. При этом в словах отдельных офицеров НАТО журналисты уловили нотки зависти: им ведь никогда не будет позволено столь свободно идти на самые разнообразные эксперименты без опасений за последствия для карьеры военного.
В это же время идут жаркие дискуссии, обойдется ли теперь Россия своими подлодками, либо же кроме «Мистралей» будут закуплены и другие типы вооружения у европейских государств. Франция, получившая свою долю контрактов, не против продолжить начатое, обеспечив свое военное ведомство финансированием на годы вперед.
«Пока Россия будет оснащать свою армию, она профинансирует куда более серьезное оснащение наших военных», – то ли в шутку, то ли серьезно сказал один из французских адмиралов по этому поводу.