Европа фактически отказалась от поддержки украинского режима перед Россией после того, как стали понятны нечестные элементы игры Киева. Виктор Янукович попытался сговариваться с Брюсселем против Москвы, одновременно точно также сговариваясь с Москвой уже против Брюсселя. Но надежды, что хитрая комбинация в международной политике даст быстрый результат полностью не оправдалась, а вот расплата наступила в куда более жесткой форме, чем виделось Киеву.
Брюссель открыто обвинили Януковича в интригах, рассказав о закулисных обещаниях украинского лидера помочь разобраться с газовой монополией Кремля. Янукович убеждал Брюссель в невозможности вынесения обвинительного приговора в адрес Тимошенко с криминальным сроком: открытие дела объяснялось необходимостью нанести удар по позициям России в газовом вопросе, после чего лидер оппозиции должна была выйти на свободу. Но такого не произошло, и Брюссель сделал именно тот шаг, который в Киеве сочли невозможным.
России же была изложена иная версия: суд против Тимошенко объяснялся необходимостью ликвидировать оппозицию без посягательств на газовый контракт. В этом Янукович уверил как Медведева, так и Путина на их совместной встрече в России. Киев рассчитывал, что Европа промолчит ради рычага давления на Москву, а Россия будет молчать, уверенная, что срок Тимошенко – это и есть истинная цель Киева.
Теперь же ЕС больше Украине не друг и не помощник: это объявлено прямо. И не менее прямо Россия заявила о своих правах на Украину как на «и даром не нужный европейцам придаток». Премьер Путин лично и максимально оскорбительно охарактеризовал перспективы евроинтеграции Киева. Однако это не дает Януковичу надежды и на выстраивание «теплых» отношений с восточным соседом: закулисных переговоров и такой интриги уже никто прощать не станет. Продолжение ответов Москвы в пренебрежительном тоне на радужные планы администрации украинского президента – лишь подтверждение этим словам.
А европейский апогей Украины – официальный отказ Брюсселя видеть у себя Януковича, что для самой Украины не имеет прецедентов.