Китай решил взять в конфликте Ирана и Запада позицию силы, которая находится над всеми: от Пикина порцию критики и предостережений получили одновременно все. При этом отвечать Пекину злобно или агрессивно никто так и не рискнул.
Китайские власти повторили с присущей внешней политике этой страны однозначностью: даже превентивный агрессия в сторону Ирана считается актом абсолютно недопустимым и обсуждать его не стоит. Как минимум чтобы не ссорится с Поднебесной, ведь понятие ссоры здесь может очень уж по-разному трактоваться.
А вот от Тегерана потребовали проявлять большую гибкость и быть более сговорчивым, когда МАГАТЭ и Запад интересуются военной составляющей ядерной программы. Намек, который слишком уж в словах Пекина явно проскальзывает для Ирана – сначала больше думать, чем говорить и тем более делать.
Теперь МАГАТЭ не рискнет делать тот отчет, который уже запланирован: это будет больше походить на вызов Китаю, а решиться на такое ни один принимающий решение никогда не сможет. К тому же самостоятельности в принятии решений МАГАТЭ нет ни у кого. Единственная страна, которая продолжает игнорировать дипломатическое посредничество Китая – это Израиль, настаивающий на исключительно санкциях и жестких действиях. Включая военные. Правда, здесь Израиль крайне рискует, что остальные предпочтут скорее еще сильнее охладить взаимоотношения с Тель-Авивом, чем злить готовый финансировать Европу Китай.
Конфликт Саркози с израильским премьером в такой ход дел вписывается логично и для Пекина является лучшим сигналом, что Европе помогать надо и Европа надежностью отличается. Кто мог бы рискнуть внутри Европы не поддержать общую позиции – риторический вопрос. Таковых сейчас нет, ведь каждое лишнее слово – это повышение рисков дефолта.
Оставшаяся загадка – МАГАТЭ и Иран, а точнее – их взаимодействие. Ведь любое поведение будет трактоваться только через восприятие Китаем, а это еще означает и окончательный отход США от своей роли ключевого мирового лидера политики. Именно поэтому США – единственная страна, чью позицию пока можно даже проигнорировать.