Қазақстан сұлулық салондары

Ателье развода, или как меня кинули в Одессе на бабки

Ателье развода, или как меня кинули на бабки в Одессе

Из книги «Веселые, но правдивые истории о шоу-бизнесе»

Инструкция для продажников в любой сфере!

Я – одесситка, и это значит, что я вроде как не должна вестись на аферы. На деле я попала, как приехавший на курорт отдыхающий, которого разводят все – от таксиста до бабушки, торгующей инжиром. Но обо всем по порядку…

Мое второе (о первом и о том, почему никуда не пришла – отдельно) пришествие в в шоу-бизнес в качестве автора и исполнителя своих песен началось именно с «Куда б ни вилась, ни вилась ниточка, она меня в Одессу снова приведет, я – одесситка, я – одесситочка, а остальные города не в счет…» Потом появилась «ML-ка» про принца из Одессы на мерседесе, «Девятиэтажка» — типичная дворовая песня-воспоминание о детстве, «Чемоданчик»-обманщик, «В Одессе выпал снег и все пропало» и еще много других песен об Одессе, частицей которой я себя всегда считала, хотя уже много лет живу и работаю в Киеве.

Я так хотела выступить в Одессе, что совсем забыла, что я хочу выступить в ОДЕССЕ – городе, где искусство вытягивать бабло – одно из главных достоинств еще со времен Ильфа и Петрова, а может и более ранних. Правда, как я убедилась, в умении делать это красиво одесситы не преуспели – иначе бы не появилась эта статья, даже с учетом моего нынешнего финансового состояния. Если вам доставили удовольствие, неважно, сколько это стоило. В моем случае развод был хамский, жлобский и откровенно наглый. Когда я рассказываю эту историю моим одесским подругам, вместо сочуствия они восклицают: «Ты что, забыла — ты в Одессе!!!», мол, сама виновата. Ну слушайте, о чем нужно думать, когда ты человек творческий, влюбленный и речь идет о концерте в самом родном твоем городе. Я всеми мыслями уже надевала платье в пол, красилась в, бесспорно, самом лучшем одесском салоне красоты – «Альдо Кополла», держала в руках микрофон, принимала цветы и купалась в аплодисментах.

Меня захлестнули эмоции (ау, продажники, на этом вы можете поймать любого клиента, главное, узнать его слабое место) и уж, конечно, ни о каком расчете речь идти не могла!

Да и вам бы я не рассказывала о своих лоховских приключениях, если бы была уверена, что вы не повстречаетесь с этими людьми или с другими, но которые ведут себя так же. На этом месте я вспомнила еще парочку расчудесных одесских компаний… Эх, ну в общем, надо делать выводы. Помните, друзья, помните, о моем опыте! Особенно, если решите доверить судьбу своего бизнеса фирме «Ателье рекламы».

Директора этого рекламного агентства, занимающегося в том числе раскруткой арт-кафе «Бунин», я нашла на фейсбуке. Перепутала на свою голову одного Игоря с другим– Окса с Кацом. Одна под другой светились зеленые огоньки возле трехбуквенных фамилий друзей в он-лайне. Как заводятся друзья в фейсбуке вы, наверняка, знаете – в основном беспорядочно! Хотя, кстати, функция «рекомендовать друзей» в этой сети есть. Окс, имеющий отношение к рекламе и ивент-индустрии, мне полгода назад сказал, что его не вдохновляет организация концерта малоизвестной исполнительницы. Я решила напомнить о себе и случайно написала Игорю Кацу – о нем, хотя и понимаю, что в этом слишком много чести, и будет все дальнейшее повествование. Игорь Кац сказал, что обожает безбюджетные проекты.

Продажники, уловка номер два! Сообщите клиенту, что вы готовы работать ради него бесплатно, то есть за идею! И как только клиент расслабится и начнет вам доверять, – ведь все пытаются развести его на бабки, и только вы цените в нем его самого, его уникальность, прибамбасы и причуды, – закидывайте удочку, мол переговорили с теми, и с теми, думали, получится, на шару, а нет, неувязочка, – придется заплатить.

Итак, буквально на следующий день Игорь Кац сообщил, что договорился с арт-кафе «Бунин» — мои комментарии по поводу этого заведения тоже будут. Я, конечно, прыгала до потолка. Вы же помните, что я уже в длинном платье, на сцене… Птицам не нужны деньги для полета…

Недолго я радовалась. Еще через день Игорь Кац (запоминайте, запоминайте эту фамилию, для меня уже ставшую нарицательной, а в разговоре я всегда употребляю ее дважды, во второй раз меняя первые две буквы) сказал, что меня ж никто не знает в Одессе, я ж не Алла Пугачева, поэтому на меня никто не придет и нужно бабло, чтобы сделать рекламу, то есть нужен спонсор. Спонсора он искать не будет — ищи сама.

Светочка, девочка, ну тебе бы в этот момент остановиться! Вспомнить, как за выступление на Крым Мьюзик Фесте просили деньги, как предлагали вступить в товарно-денежные отношения на Бердянском кинофестивале (заплати и мы выпустим тебя на сцену)… Да вспомнить ту же «Бутырку», только уже как положительный пример, — московский трактир с интерьером а-ля тюрьма, где выступают шансонные артисты – и где с меня не потребовали ни копейки, а еще пообещали 90% от стоимости входных билетов!

Небо ж давало подсказку – Светуля, услышь! Нет, моя ниточка ведет меня в родной город, у меня идея-фикс выступить в Одессе — кнопочка, на которую и нажимать не надо – она всегда горит, да песни мои послушайте, сами все поймете. И как прав, тысячу раз прав мой бесконечно любимый муж, интуитивно чувствующий и одновременно чувствующий трезво и логически, когда меня хотят надуть! Сколько раз я обещала слушать его, не натыкаться на одни и те же грабли, но тут не бычье упрямство, тут включенная кнопочка, я уже говорила. Ураган Катрин!

Ок, говорит небо – хочешь набивать шишки – набивай. Нечем заниматься? – продолжай! Считаешь нужным? – делай. Ты же на аферестический чип для своей мамы не нашла денег – вот несешь теперь ту же сумму на другую аферу.

В общем, нужен спонсор. У меня концерт срывается! О гонораре, как вы понимаете, оплате билетов на поезд, такси от дома к ресторану и обратно (с гитарой, туфлями, ноутбуком, пакетом дисков, платьем на вешалке) речи не идет, надеюсь, тоже догадались. Жлобство, если оно встречается в чистом виде, уходит корнями глубоко-глубоко. А еще я очень не люблю, когда пишут с орфографическими ошибками! Подсказка за подсказкой, а я в розовых очках и смотрю в другую сторону. И с бананами в ушах.

Я звоню своему давнему клиенту и по бросовой стоимости – потому что очень надо срочно, потому что я уже душой и телом в Одессе, в любимом концертном платье, сверкающая и сияющая от счастья – предлагаю рекламу в своем журнале плюс спонсорский пакет поддержки моего концерта — о нем подробнее ниже. Клиент меня знает, любит и почти сразу дает положительный ответ! Как хорошо, что есть такие люди, которые в тебя верят. И как сказал мой друг: ориентируйся на тех, кто тебя любит. Мы работаем не для критиков, а для поклонников! А мне бы раскрыть глаза да уши!

Подсказка для сейлзов номер три: клиент, у которого нажата эмоциональная кнопочка, глух и слеп. И готов на все!!! Берите и делайте с ним, что хотите. И если совести у вас нет, обманывайте. Если есть, просто работайте в удовольствие друг друга.

Итак, я, нашедшая так легко спонсора (о, отлично, все складывается, как нужно, я буду петь в Одессе!), наивнейшая из всех женщин – думаю, что теперь у меня будет реклама по оговоренному списку, а значит придет много гостей и обо мне, талантливой и неповторимой, пишущей и поющей, узнает и заговорит вся Одесса. Ха-ха три раза! Юристы и не надо просить у меня договор – не было его и нет! Правда, есть спонсорские расписки о том, что Игорь Кац взял деньги. Если бы я все свои отношения простраивала по бумажкам, я была бы просто канцелярской крысой – занудливой, серой, злобной и никогда бы не написала ни одной песни. Кто творит, тому не до расставления запятых, хотя, повторюсь, безграмотность не просто не люблю – ненавижу!

Теперь оговоренный список. Речь шла о следующем рекламно-информационном размещении перед (!!!) мероприятием: 1) жесткая ротация на радио песни из репертуара за неделю до концерта плюс анонс самого концерта (до радиостанции Игорь Кац не доехал); 2) анонсы мероприятия на 4-х телеканалах – по ходу пьесы выяснилось, что уже ничего не успеваем, будут пост-освещения о мероприятии. Об этом далее; 3) биллборд 3х6 м с афишей концерта. Вместо него на стеклах «Бунина» появилось несколько плакатов, напечатать в Киеве такие стоит по 40-100 гривен, это и понятно, ведь за размещение биллборда надо платить, а с «Буниным» свои договоренности); 4) видеоанонсы на плазмах в заведениях, с которыми Игорь Кац якобы сотрудничает. И хотя обеими сторонами признавалось, что это не самая эффективная реклама, все-таки это лучше, чем ничего. Никакое видео никто не сделал; 5) печать квадратных пригласительных на дизайнерской бумаге, сам дизайн-макет пригласительного сделал мой дизайнер. Поскольку многие мои клиенты по издательству и знакомые в Одессе влиятельные и уважаемые люди, было очень важно, чтобы приглашение имело достойный вид. В результате были сделаны голимые листовки евроформата по дизайну Игоря Каца, не согласованному со мной. Такого вида макулатуру в Киеве раздают в переходах у метро всем подряд. Спасибо, хоть не на газетной бумаге напечатали!

И хотя у меня сейчас не лучшие времена и никто меня не поддерживает финансово, и аранжировки я делаю в долг, друзья, я по-прежнему, чувствующая, думающая, образованная девушка, а не торговка своими песнями, обвешивающая покупателей. Все, что я делаю – пишу и пою, делаю искренне, с теплотой, любовью и, самое главное, честно. И спасибо вам, что вы это понимаете и чувствуете это!

Но… я немного разбираюсь в дизайне, издавая журналы и будучи главным редактором некоторых из них. И я понимаю людей, для которых важнее внешнее, чем внутреннее. Среди моих друзей и знакомых много таких, для которых миллион, не важно в какой валюте, – не деньги. Они – по большому счету – такие же люди, как мы, только могут позволить себе больше и, так уж случилось, другие достают их намного чаще. Так вот: я – не вип-персона, но получив такой пригласительный, я никуда б не пошла и тут же выкинула бы его в мусорное ведро. Что – не сомневаюсь – сделало большинство моих приглашенных, которых я обзванивала лично. И как мне теперь реабилитироваться, а?

Казус возник накануне концерта. Моя помощница получила задание помочь проработать мою личную (!) базу по Одессе (которую я по неосторожности скинула Игорю Кацу). На одном из контактов она споткнулась: «Светлана, только что разговаривала с Н.Н., ему только что уже звонили от вашего имени. Еще кто-то прозванивает базу?». Я тут же набрала Игоря Каца — но уже стало привычным, что он не взял телефон. Написала в фейсбуке. Ответ пришел такой: «Н.Н. вообще не в курсе!» — «Не в курсе чего?» — «Тебя, твоего концерта и никуда не пойдет!»

Вообще, мне очень сложно иметь дело с тупыми и малокультурными людьми, которые пишут с ошибками и не могут внятно сформулировать свои мысли. Я никого не имею в виду, вы же понимаете. Как правило, подобное притягивает подобное. И я благодарю Бога за то, что он посылает мне талантливых, честных, добрых друзей и коллег, ну а случайные встречи – это бесценный опыт, за который я тоже благодарна! Ведь самые хорошие учителя – болезни и враги.

Дорогие мои, влиятельные и обычные одесситы! Я не знаю, кто звонил от моего имени Вам и что говорил, но заранее приношу извинения всем за доставленное беспокойство!

И еще один личный совет: никогда не доверяйте людям все и сразу. Съешьте вначале с ними пуд соли. Сделайте одно дело. Заработайте один миллион. И только потом… все равно не доверяйте им. Кстати, первый шаг к доверию – эот рекомендация. Иногда, впрочем, и она не помогает.

Еще об усных обязательствах. Также Игорь обещал съездить в музыкальную школу в Одессе (напоминала неоднократно), где я училась, и пригласить на мероприятие директора. Потому что я хотела сделать формат концерта – социально-благотворительный. Собраться не только, чтобы пожрать водку, но и чтобы привлечь внимание к Одессе и ее музыкальным традициям, а чтобы эти традиции продолжались – желающие могут перечислить средства на счет музыкальной школы на покупку звукового и музыкального оборудования. А я со стороны своего издательства гарантирую мониторинг ситуации – кто сколько перечислил и куда ушли деньги.

Обещано было еще телевидение. Напомню, до концерта, а не после. Но с прашивой овцы хоть шерсти клок. Итак, вроде бы для экономии средств, Игорь Кац заикнулся о медиа-бартере. Но затем красиво съехал – типа хозяина телеканала пиар не интересует. Что выйдет на телеке, пока не знаю, но это единственное, что я могу проконтролировать! Позже таки я узнала, что с каналом действительно была договоренность о бартере.

И еще забегая вперед, попросила у Игоря Каца по смс контакт девочки-журналистки, которая брала у меня интервью. «Зачем?» — пришло ответное смс. «Хочу поговорить о сюжете». – «Забудь я отчет по деньгам пришлю в понедельник и на этом все». – «Я хочу прислать пресс-релиз и проконтролировать сюжет». – «Я же сказал, то что ты просила вчера на весь зал – отчет скину больше ни чего. Сюжет выйдет так как я им скажу. все». Дословно и с соблюдением орфографии автора. Напомню, что деньги за сюжет, — мои, вернее, спонсорские. И спонсор тоже хочет видеть сюжет не таким, как скажет Игорь Кац, а в соответствии со своими рекламными целями. Как это принято всегда – заказчик платит деньги, утверждает работу (макет, сюжет, интервью и т.д.)  и принимает ее! Заказчик, прошу заметить, — я. И меня, извините, посылают за мои же деньги нах… Я привыкла работать по другой схеме. На 12.00 пятницы (!) никакого отчета по финансам от Игоря Каца я не получила. Телесюжет пообещал спонсору выложить на файлообменник перед запуском в эфир.

Но! Во вторник выяснилось, что и за телесюжет Игорь Кац не рассчитался. Об этом сообщил хозяин телеканала спонсору. Когда спонсор позвонила Игорю Кацу и спросила, рассчитался ли он с телеканалом, Игорь Кац включил дурачка: «А я не помню, может и рассчитался». Спонсор поинтересовалась, когда можно посмотреть сюжет. Отет: «А я не обязан контролировать это».

Возвращаемся к подготовке к концерту. Что тебе надо по райдеру?- спросил Игорь Кац. Мой друг-звуорежиссер созвонился с администратором кафе, выяснил, что звука достаточно для этой площадки, там периодически работают живьем группы. И мне нужен только звукорежиссер. Оказалось, звукорежиссер – это тоже деньги. Но спонсорских нам пока хватает, по словам Игоря Каца. То есть доплачивать не нужно. К слову, звукореж работает в «Бунине» на ставке и дополнительно ему никто ничего не платил! Это я уже узнала на саунд-чеке, когда звукорежиссер сросил меня, а нужен ли он на самом вечере. Я удивилась. «А кто же вам будет запускать треки?» — в ответ удивился звукореж.

Продолжаем!

Опустим такие мелочи, как встречи на вокзале или помощь с доставкой с Фонтана в «Бунин» с пятью сумками. В конце концов, я не девочка и могу доехать и на такси с гитарой-туфлями-концертным платьем-пакетом дисков-личной сумкой и сухим пайком. Что было в красивом жесте больше – желания продемонстрировать крутой новенький джип или действительно помочь бедной девушке добраться до салона красоты – не знаю. Но судя по тому, что ничего не делая Игорь Кац сидел, попивая грейпфрутовый фреш два часа, пока мы делали настройку аппаратуры, склоняюсь все-таки к первому. Интересно, включит ли он свое вип-такси по маршруту от Бунина, 29 до Бунина, 14 ( угол Пушкинской), в «Альдо Кополла» и обратно в финансовый отчет, который собирается прислать? Я бы на его месте включила.

За две недели до мероприятия происходит странный звонок. «Мне нужно видео с твоего концерта в Киеве!» -заявляет Игорь Кац. Якобы хозяин «Бунина» хочет посмотреть. Отлично! Во-первых, видео с киевского концерта у меня нет. Во-вторых, чтобы сделать более-менее профессиональное видео, нужно выложить долларов 300. В-третьих, на ютубе полно моих видео – и клипы, и разные фестивальные выступления. И в конце концов, что за постановка вопроса, когда уже запущена реклама – не в Одессе, правда, в моих журналах! Теперь я понимаю, что запрос видео — еще одна попытка развести меня на деньги. Я ответила в достаточно жесткой форме, что видео нет и не будет, если что-то интересует, пусть смотрит на официальном сайте.

Затем я попросила выделить из спонсорских денег немного на «велкам» для гостей – напитки, например, можно даже безалкогольные. Выяснила, что деньги уже потрачены. Куда? – разумеется, на оговоренный список. Я в Киеве, проконтролировать не могу, документов нет. Предложила раздать гостям в подарок свои журналы – Игорь сказал, что заниматься этим он не будет. Логично – срубив деньги, зачем чем-то заниматься.

Естественно, люди не пришли! Откуда им, впрочем, взяться, если деньги, которые должны были пойти на рекламу концерта, попав к Игорю Кацу в руки, отправились в неизвестном направлении. Интересно, он поделился с администратором ресторана? Думаю вряд ли, поскольку на столик артиста (мой столик, за которым сидели родители) было выделено пару чашек кофе, а когда я попросила добавить несколько легких закусок, мне категорично отказали. Впрочем, и кофе потом включили в счет моему другу, пользуясь его добротой и слегка нетрезвым состоянием. Если уж быть жлобами, то до конца, правда?!

Весь концерт над головой висел экран, по которому мелькали фэшн показы. Артисту, то есть мне, сложно было вникнуть в такие «мелочи», но несколько человек потом сказало, что это мельтешание их раздражало. Спонсор попросила Игоря Каца выключить телевизоры. Он сказал, что сейчас распорядится и… забыл.

Как и договаривались, я поблагодарила Игоря Каца за помощь в организации мероприятия. Правда, никаких хвалебных эпитетов не добавила. И пошутила, что хотелось бы видеть отчет по финансам. Это видимо так расстроило Игоря Каца, что он ушел после концерта, не попрощавшись. А может это уже в Одессе принято так – срубить бабки разово и – чао, клиент! Или может, он обиделся на другую мою шутку к залу: «Мне сказали, что каждому, кто придет на мой концерт, дадут десять баксов. Это правда?» Зал засмеялся и захлопал! Не знаю…

Ну что, друзья?! Выводы я сделала следующие.

1 Имейте дело только с тем, кого вам порекомендовали.

2 Не платите деньги вперед. Или не всю сумму.

3 Даже если поджимают сроки и вы не любите бумажную волокиту, всегда четко прописывайте обязательства сторон.

4 Заключайте договор!

5 Контролируйте сами или через доверенное лицо. Особенно, если вы человек творческий, вам позарез необходим человек, съевший собаку в финансовых вопросах.

И еще один мой личный вывод – а вы уж сами решайте, принимать его или нет. Никогда не работайте с агентством «Ателье рекламы» и Игорем Кацем.

Светлана Островская

P.S. Телесюжет спонсор получил в четверг вечером. Без медиа-плана выходов, естественно. Этому я даже не удивилась. В сюжете – единственное упоминание о том, что концерт состоялся при поддержке спонсора. Зато – расписано, какое распрекрасное агентство «Ателье рекламы» и расчудесное кафе «Бунин». И мне хочется спросить только одно: за чей счет попиарились в сюжете вышеупомянтые агентство и кафе?

 

 

Дата публикации 26 октября 2012 // В категории Аналитика, Личности, Новости, Экономика - Нет комментариев